Preservation of the historical porcelain collection of the Hermitage Museum

The museum of the Imperial porcelain factory, administrated by the Hermitage Museum in Saint Petersburg, is a unique place where the rarest pieces and works of art are conserved. There are exhibits which carry the history and culture of Russia through several centuries in the porcelain collections. A set of porcelain figurines named ‘Peoples of Russia’ made by P.P. Kamensky in 1907-1917 is one of the historical gems of the museum. The collection is unique, both in its manufacture and in technique. Despite the quality and longevity of porcelain articles, time and circumstances can damage them seriously. That’s why one of the aims of the Imperial porcelain factory is to reconstruct and preserve the collection. This has been performed by means of modern 3D scanning methods. The project was implemented together with the Hermitage Museum and Cyberon Group, a company specialising in 3D technology.

The height of the figurines is between 36 and 40 cm. Cyberon had to digitize them and prepare 3D models to make a digital collection archive. The same 3D models were used to make copies of the figurines from a gypsum polymer by means of 3D printing. A ‘PRO’ 3D scanner manufactured by the company RangeVision, a leading developer of 3D scanners in Russia, was used to digitize the figurines.

Cyberon company’s specialists performed the 3D scanning in the museum. Anna Ischenko, 3D designer at Cyberon Group, explained the difficulties she faced in the porcelain figurine digitization process.

‘The project difficulties and responsibilities were as follows:

  • The figurines are more than 100 years old. Any tactile manipulation was avoided. The whole process was completed in the presence of museum workers, and any movement of the exhibits was carried out with their help and under their supervision.
  • Most of the figurines are painted in black or dark blue, in dark colour shades. Dark colours have bad reflective qualities, which can lead to the result that a scanner simply cannot ‘see’ the object. This is a peculiarity of the technology. It’s not every 3D scanner that has the capability to scan either dark or black objects.
  • Porcelain has its own peculiar gloss and shine. This complicates the process. Shiny objects are usually coated with mat spray before 3D scanning. However, in this case its use was impossible due to the figurines’ age and value.
  • High precision scanning was required to make copies very close to the original. Because of this, the figurines had to be scanned in parts.’

How was such a difficult task performed?

RangeVision ‘PRO’ 3D scanner can be tuned: it has 4 scanning zones for various sized objects. It allows you to chose the optimal zone from the point of view of the object and the necessary quality of the final 3D model.

The figurine's surface was digitized in the second scanning zone. Its dimensions were 300x225x225 mm. The 3D resolution was ~ 0,17 mm. A turntable was used to simplify the task due to restrictions regarding manipulation of the figurines. The object was moved over 360 degrees in 12 turns.

Making 3 groups of scans allowed to obtain the maximum volume of data concerning the object for light figurines:

  • The first scan group was obtained when the scanner was directed down-up, at 45 degrees;
  • The second one at 90 degrees (scanning the middle of the figurine);
  • The third when the scanner was directed up-down, at 45 degrees;

There were 6 stages for dark or close to black objects. The figurines in black/dark shades case was complicated as to scan successfully it was necessary to ‘light the object’ to get a light reflection. And besides the black colour, the painting also included light areas (faces, hands, clothes design). Various exposure settings of the RangeVision 3D scanner brought a successful result. Scanning was repeated with the standard exposure setting and with one zoomed in 2-3 times. Thus ‘excessive light’ on the object, caused by the porcelain's illumination (in conditions that didn’t allow the use of a mat spray), was removed. Additional scanning with the object lying down, which allowed the scanner to see folds and hollows, was performed for the figurines with complicated, more detailed clothing.

‘Through the work we got 4-5 scan groups for light figurines and 10 for dark ones. This is a convenient volume of data for post-processing’, Anna says.

The final post-processing took place after the exhibits had been digitized. The alignment and scan processing was carried out in RangeVision ScanCenter software, which allowed the scan group to be joined automatically. This meant the work ran more quickly and easily. When there were groups with the same geometry, the scans were joined in manual mode by points. The final preparation and model fitting according to size, taking into account material shrinkage in further production, was carried out in ‘Blender’. The 3D models were output in STL format.

A gypsum polymer copy, made with a 3D printer, was used to create a gypsum form. Professional artists of the Imperial porcelain factory finished off the form with modern manufacturing techniques. Then the future article was moulded in gypsum forms and fired twice under high temperatures.


The final stage of making a copy is the precise painting of the copy from the museum's original. A sample copy and further painting of each article is performed by hand in a workshop of highly artistic articles in accordance with the colour nuances and tiny details. Due to the professional sculptor-artists of the Imperial porcelain factory, the experience of the Cyberon Group specialists and RangeVision's high-precision 3D scanner, an ambitious project to preserve the historically significant collection ‘Peoples of Russia’ has been performed.

Сохранение исторической фарфоровой коллекции Эрмитажа

Музей Императорского фарфорового завода, находящийся под управлением Государственного Эрмитажа в г. Санкт-Петербурге, – это уникальное место, в котором хранятся редчайшие работы и произведения искусства. В фарфоровых коллекциях собраны экспонаты, несущие в себе историю и культуру России на протяжении нескольких веков. Одна из исторических жемчужин музея - серия фарфоровых статуэток под названием «Народности России», созданная в 1907-1917 автором П.П. Каменским. Коллекция не имеет аналогов по своему уникальному исполнению и технике. Несмотря на качество и долговечность фарфоровых изделий, время и обстоятельства могут нанести невосполнимый вред экспонатам. Именно поэтому одной из задач Императорского фарфорового завода является сохранение и воссоздание коллекции. Она была выполнена с применением современных методов 3D сканирования. Проект был реализован совместно с Государственным Эрмитажем и компанией "Киберон Групп" - профессионалами в области 3D технологий.

Всего в коллекции 74 фигуры, высота которых варьируется от 36 до 40 см. Перед "Киберон Групп" стояла задача оцифровки 28 фигур: после обработки результатов сканирования их трехмерные модели готовились для создания цифрового архива коллекции. Эти же 3D модели использовались для создания копий скульптур из гипсополимера посредством 3D печати. Для оцифровки фигур был использован 3D сканер линейки "PRO" компании RangeVision - лидера в области разработки и производства профессиональных 3D сканеров и сопутствующего программного обеспечения в России. Специалисты компании «Киберон Групп» проводили 3D сканирование на территории музея./

Анна Ищенко, 3d-дизайнер «Киберон Групп», рассказала о сложностях, с которыми она столкнулась в процессе оцифровки фарфоровых фигур:

«Вся сложность и ответственность проекта заключалась в следующем:

  • Скульптурам более 100 лет. Любые тактильные манипуляции с ними исключались. Весь процесс проходил в присутствии работников музея, любые передвижения экспонатов проводились с их помощью и под их наблюдением.
  • Большинство скульптур в росписи имеют черный цвет или вовсе находятся в темно-синих, черных цветовых градациях. Темные цвета имеют плохой коэффициент отражения, это может привести к тому, что сканер просто не «увидит» объект. Это специфика технологии. Далеко не каждый 3D сканер имеет возможность сканировать темные и черные объекты.
  • Материал фарфор обладает свойственными ему глянцевостью и блеском, что значительно усложняет процесс. Обычно перед 3D сканированием блестящие объекты покрываются матирующим спреем. Но в данном случае его применение не представлялось возможным из-за возраста и ценности фигур.
  • Для создания копий, максимально приближенной к оригиналу, требовалось сканирование с высокой точностью. В связи с этим, скульптуры сканировались участками, а не целиком».

Как же была выполнена столь непростая задача? 

3D сканер RangeVision "PRO" является настраиваемым: он имеет четыре зоны сканирования для объектов различных размеров. Это позволило выбрать оптимальную зону с точки зрения размера объекта и требуемого качества финальной модели.

Оцифровка поверхности скульптур проводилась на второй зоне сканирования, размеры которой 300*225*225 мм. При этом 3D разрешение составило ~ 0,17 мм. Для упрощения задачи и ввиду ограничений на манипуляции со скульптурами, для сканирования использовался поворотный стол. Объект на поворотном столе оборачивался на 360 градусов за 12 поворотов.

Добиться максимального объема информации об объекте для светлых фигур удалось, сделав три группы сканов:

  • Первая группа сканов захватывалась при направленном сканере снизу-вверх, под углом 45 градусов;
  • Вторая - под углом 90 градусов (сканирование середины скульптуры);
  • Третья - при направленном сканере сверху-вниз, под углом 45 градусов.

Для темных и приближенных к черному цвету фигур таких этапов было 6. Ситуация с фигурами в черных/темных градациях осложнялась тем, что для удачного сканирования необходимо было «засветить объект», тем самым получить от него отражение света. Но в росписи, помимо черного цвета, присутствовал и светлые оттенки (лицо, руки, узоры на одежде). Добиться результата удалось благодаря вариативным настройкам экспозиции 3D сканера RangeVision. Сканирование повторялось при стандартных настройках экспозиции и при экспозиции, увеличенной в 2-3 раза. Таким образом устранялись «пересветы» на объекте, возникающие при освещении фарфора, в условиях, не позволяющих использование матирующего спрея. Для скульптур с очень сложной, глубокой детализацией в одежде, проводилось дополнительное сканирование в лежачем положении объекта, при котором сканер мог «увидеть» складки и углубления.

«В результате работы мы получали 4-5 групп сканов для светлых фигур и 10 – для темных. Содержательный и удобный объем информация для постобработки» - рассказывает Анна.

После оцифровки экспонатов проводилась пост-обработка результатов. Первоначальная сшивка и обработка сканов происходила в комплектном программном обеспечении сканера – RangeVision ScanCenter, которое позволило совмещать группы сканов в автоматическом режиме, что ускорило и облегчило работу.  При наличии групп с повторяющейся геометрией совмещение сканов производилось в ручном режиме по точкам. Финальная подготовка моделей и подгонка по размеру с учетом усадки материалов дальнейшего производства проводилась в программе Blender. В результате были получены 3D модели в формате STL.

Полученная путем печати на 3D принтере копия из гипсополимера использовалась для создания гипсовой формы, которая дорабатывалась художниками Императорского фарфорового завода с учетом современных технологических особенностей производства. Затем будущее изделие отливалось в эти формы и проходило двукратный высокотемпературный обжиг.


Финальная стадия создания реплики - точное копирование росписи с музейного оригинала. Копирование образца и последующая роспись каждого изделия выполняются вручную в цехе высокохудожественных изделий с учетом цветовой нюансировки и мельчайших деталей. Благодаря профессионализму скульпторов-художников Императорского фарфорового завода, опыту специалистов компании «Киберон Групп», и высокоточному оборудованию для 3D сканирования RangeVision удалось выполнить масштабный проект по сохранению и воссозданию значимой для истории коллекции «Народности России».