RangeVision PRO helps create UMATEX Rosatom sports fairing for YAMAHA R3 motorcycle

RangeVision PRO helps create UMATEX Rosatom sports fairing for YAMAHA R3 motorcycle

yamaha_01.jpg

Goal: To build a sports fairing for a Yamaha R3 motorcycle with improved performance to participate in the motorcycle racing championship.

Solution: RangeVision PRO, ScanCenter NG

Summary: The industrial RangeVision PRO 3D scanner was applied to digitize Yamaha R3 and R6 motorcycles. The most accurate models of serial motorcycle fairings obtained as a result of 3D scanning were modified with the use of aerodynamic 3D modeling. Eventually, the Yamaha R3 sports fairing came into being with improved aerodynamic characteristics, high strength and less weight.

How the project started

Motorrika company, a dealer of Yamaha motorcycles in Russia, planned to organize the Yamaha R3 Cup, a motorcycle racing championship for the customers. The race was to be held in Moscow in the summer 2020. The organizers invited customers to try on the roles of professional racers and take part in the fight for the title of the fastest pilot of a Yamaha motorbike in Moscow.

To make an amateur championship closer to a professional level, it was decided to present a professional motorcycle tuning service for the racers. All participants were offered to upgrade their motorcycles to a professional level by installing modified sports fairings of carbon fibre. There were several reasons for this. Firstly, off-the-shelf fairings have a large weight which does not contribute to achieving high speeds on the racetrack. Secondly, standard fairings made of plastic are hard to repair and remove after they get damaged in races, moreover, it is time-consuming. All these reasons make it difficult to maintain a motorcycle and can greatly affect the outcome of the races. To give competitors opportunity for better results and more pleasure from the competition, they were proposed using composite sports fairings designed specifically for racing Yamaha motorcycles.

yamaha_05.jpgTo implement the project Motorrika turned to UMATEX Rosatom, a company known for producing carbon fiber and products based on it. The company specialists have a wealth of experience in reverse engineering, 3D modeling and manufacturing objects of composite materials. The goal of the project was to create sports fairings for the Yamaha motorcycle line in order to increase the strength of parts and improve the aerodynamic characteristics of motorcycles.

To complete the task, the specialists had to carry out different kinds of work: digitize the object and get its 3D model, conduct aerodynamic modelling and refine the project to the required parameters, as well as produce a new part.

yamaha_02.jpgTo perform 3D scanning of motorcycles UMATEX Rosatom team used the industrial RangeVsion PRO 3D scanner with blue structured light technology. RangeVision PRO was chosen by Rosatom professionals, because it is regarded as an ideal solution for solving reverse engineering tasks. The scanner is designed for digitizing complex objects and allows you to scan objects with the 3D resolution up to 0.05 mm and the accuracy up to 0.018 mm. Besides that, the scanner allows you to get stable quality results in different light conditions. 

3D scanning

yamaha_03.jpgThe motorcycle has a complex geometry with many multidirectional elements and grooves. To speed up the 3D scanning process of such a complex object and improve the accuracy of the data the specialists used markers. Despite the fact the motorcycle is a dark shiny object, the RangeVision PRO 3D scanner perfectly solved the task of scanning without the use of the matting spray that is usually applied in such cases.

yamaha_04.jpgTo get the maximum amount of data for creating a new fairing, all motorcycles were digitized twice: with a fairing and without it. Such an approach enabled specialists to get a general geometry of the motorcycle body, as well as precise information on the mounting points and local joints of the fairing with other body elements. All this data allows creating high - precision 3D models of parts that will perfectly fit in shape, size, and mounting for a further installation on a specific motorcycle model.

yamaha_6_1.jpgyamaha_6_2.jpg

3D modelling

Having received all the necessary information, the specialists started working on aerodynamic modelling and improvement of the fairing model. The task included performing calculations to reduce air resistance in high-speed sections, as well as to reduce the weight and boost the strength of the part.

yamaha_7_1.jpgyamaha_7_2.jpg

After carrying out all the necessary activities, the team prepared the final 3D model of the new sports fairing for the Yamaha R3 motorcycle. The model was split into several parts for the production process and subsequent installation.

yamaha_08_1.jpgyamaha_08_2.jpg

Production process

The production of the new fairing included the creation of moulds, putting composite materials in forms, processing materials with temperature and pressure and processing of the final part.

Picaso 3D, the largest Russian manufacturer and developer of 3D printers, was responsible for creating the moulds. The company specialists printed the tooling for the parts on a 3D printer. Carbon-filled material FORMAX was used as feedstock for the production of tooling. After the moulds for the parts were ready, UMATEX Rosatom specialists put layers of carbon in and sent them for further processing.

Outcomes 

This project serves as an example of a really effective and modern approach to the solution of tasks, where old ways no longer work. In the old days one would have to resort to an army of specialists using the method of creating casts, and spend incomparably more time on this task than now using 3D scanners. 3D scanning technology has gone far ahead and now allows you to get models with such accuracy that it is simply impossible to get any other way.

yamaha_09_3.jpgIt is not the first time that UMATEX Rosatom has applied  RangeVision 3D scanners in its projects, which proves outstanding efficiency of the scanners and high quality of the data. In one of the projects, for instance, UMATEX Rosatom developed a sports fairing for a motorcycle of Kawasaki Puccetti Racing team that managed to win impressive victories in professional motorcycle racing competitions. After the team received the motorcycle with a new composite fairing, their drivers significantly improved their speed indicators, which was the reason for a series of brilliant victories in sports competitions in 2019-2020.

If you would like to get such amazing results in your reverse engineering projects, do not hesitate to contact our team for the right solution!

RangeVision PRO помогает создать UMATEX Росатом спортивный обвес для мотоцикла YAMAHA R3

RangeVision PRO помогает создать UMATEX Росатом спортивный обвес для мотоцикла YAMAHA R3

yamaha_01.jpg


Задача: Создание спортивного обтекателя мотоцикла Yamaha R3 с улучшенными характеристиками для участия в чемпионате по мотогонкам

Решение: RangeVision PRO, ScanCenter NG

Резюме: Для оцифровки мотоциклов Yamaha R3 и R6 использовался индустриальный 3D-сканер RangeVision PRO. Точнейшие модели серийных обтекателей мотоциклов, полученные в результате 3D-сканирования, дорабатывались специалистами с использованием аэродинамического моделирования. В итоге, был создан спортивный обтекатель Yamaha R3 с улучшенными аэродинамическими характеристиками, высокой прочностью и меньшим весом. 

Как возник проект

Компания Motorrika, дилер мотоциклов Yamaha, планировала организовать для своих клиентов чемпионат по мотогонкам - Кубок Yamaha R3. Гонки планировалось провести летом 2020 г. в Москве. Организаторы пригласили клиентов попробовать себя в интересном амплуа - примерить не себя роль профессионального гонщика и поучаствовать в борьбе за звание самого быстрого гонщика мотобайка Yamaha в Москве. 

Чтобы любительский чемпионат был приближен к профессиональному уровню, было решено презентовать услугу профессионального тюнинга мотоциклов для гонки. Организаторы предложили всем участникам чемпионата произвести апгрейд обвеса мотоциклов до профессионального уровня с помощью установки модифицированных спортивных обтекателей из карбона. На это было несколько причин. Во-первых, заводские обвесы обладают большим весом, что не способствует достижению высоких скоростей на трассе. Во-вторых, стандартные обтекатели из пластика сложно чинить, после того как они получают повреждения во время заездов. В-третьих, на снятие и ремонт такого обвеса тратится неприлично много времени, что затрудняет обслуживание мотоцикла в целом. Все эти нюансы очень сильно влияют на результаты в гонках. Чтобы дать возможность спортсменам достичь лучших результатов и получить больше удовольствия от соревнований, им было предложено использовать в гонках композитные спортивные обвесы, разработанные специально для мотоциклов Yamaha.

yamaha_05.jpg

Компания Motorrika привлекла к данному проекту компанию UMATEX Росатом, которая известна производством углеродного волокна и продуктов на его основе. Специалисты компании занимаются обратным проектированием, 3D-моделированием и изготовлением объектов из композитных материалов. Задачей данного проекта было создание спортивных обвесов для линейки мотоциклов Yamaha с целью повышения прочности деталей и улучшения аэродинамических характеристик мотоциклов. 

Для выполнения этого задания специалистам предстояло провести несколько видов работ: оцифровать объект и получить его трехмерную модель, провести аэродинамическое моделирование и доработать проект до необходимых показателей, произвести выпуск новой детали.

yamaha_02.jpg

Для проведения 3D-сканирования мотоциклов специалисты UMATEX Росатом использовали индустриальный 3D-сканер RangeVision PRO с технологией голубого подсвета. RangeVision PRO идеально подходит для решения задач обратного проектирования. Сканер создан для оцифровки сложных объектов и позволяет сканировать объекты с 3D-разрешением до 0,05 мм и точностью до 0,018 мм. Что особенно важно, сканер позволяет получать стабильное качество моделей в условиях различной освещенности. Принимая во внимание все возможности RangeVision PRO, специалисты UMATEX Росатом остановили свой выбор именно на нем. 

3D-сканирование

yamaha_03.jpg

Мотоцикл имеет сложную геометрию со множеством разнонаправленных элементов и углублений. Чтобы ускорить процесс сканирования объекта такого уровня сложности и повысить точность получаемых данных, специалисты использовали маркеры во время сканирования. Несмотря на то, что мотоцикл представляет собой темный блестящий объект, 3D-сканер RangeVision PRO отлично справился с задачей сканирования без использования матирующего спрея, который обычно применяется в таких случаях.

yamaha_04.jpg

Чтобы получить максимальное количество данных для создания нового обвеса, все мотоциклы были оцифрованы дважды: с обтекателем и без. Такой подход позволяет специалистам получить общую геометрию кузова, и, что особенно важно, точные координаты мест креплений и стыков обвеса с другими элементами кузова. Эти данные позволяют создавать высокоточные 3D-модели деталей, которые будут идеально подходить по форме, размерам и креплению для последующего монтажа на определенную модель мотоцикла.

yamaha_6_1.jpgyamaha_6_2.jpg

3D-моделирование

Получив всю необходимую информацию, специалисты приступили к работе по аэродинамическому моделированию и доработке модели обвеса с учетом изначально поставленных целей. Это включило в себя проведение расчетов для уменьшения сопротивления воздуха на скоростных участках, а также для снижения веса конструкции и повышения прочности детали. 

yamaha_7_1.jpgyamaha_7_2.jpg

После проведения всех необходимых работ специалисты подготовили итоговую 3D-модель нового спортивного обтекателя для мотоцикла Yamaha R3. Модель была разделена на несколько частей для осуществления процесса производства и проведения последующей сборки частей при монтаже. 

yamaha_08_1.jpgyamaha_08_2.jpg

Выпуск детали

Производство нового обвеса включало в себя такие этапы как создание оснастки, укладка композитных материалов в форму, обработка материалов температурой и давлением, а также финишная обработка готовой детали.

Созданием оснастки занималась компания Picaso 3D - крупнейший российский производитель и разработчик 3D-принтеров, известный своими экспертными знаниями в решении подобных задач. Специалисты компании напечатали оснастку для деталей на 3D-принтере. В качестве сырья для производства оснастки использовался угленаполненный материал марки FORMAX. После того, как формы для деталей были готовы, специалисты UMATEX Росатом уложили в них слои углеволокна и отправили детали на дальнейшую обработку.

Итоги

В данном проекте мы можем наблюдать очередной пример действительно эффективного использования новых технологий для решения задач, которые раньше было сложно решить старыми способами. Например, для того, чтобы получить 3D-модель кузова мотоцикла в былые времена пришлось бы задействовать целую армию сотрудников, использующих метод создания слепков, и потратить на это несравнимо больше времени, чем сейчас, используя 3D-сканеры. Технология 3D-сканирования ушла далеко вперед и позволяет сейчас получать модели с такой точностью, которую другим способом получить просто невозможно. 

yamaha_09_3.jpgКомпания UMATEX Росатом уже не первый раз использует 3D-сканеры RangeVision в своих проектах, что говорит о высокой эффективности их работы и высоком качестве данных, получаемых специалистами во время сканирования. В одном из проектов UMATEX Росатом разрабатывала спортивные обвесы для мотоцикла гоночной команды Kawasaki Puccetti Racing, участвующей в профессиональных соревнованиях по мотогонкам. После того, как команда получила в свое распоряжение мотоцикл с новым композитным обвесом, пилоты команды объективно улучшили свои скоростные показатели, что стало причиной череды блестящих побед в спортивных состязаниях 2019-2020 годов.


Если вы хотите получать такие же потрясающие результаты в проектах по обратному инжинирингу, наши специалисты смогут найти для Вас подходящее решение. Обращайтесь к нашим менеджерам за консультацией прямо сейчас!