UMATEX Rosatom uses RangeVision 3D scanner to create a sports motorbike fairing for Kawasaki Puccetti Racing team

UMATEX Rosatom uses RangeVision 3D scanner to create a sports motorbike fairing for Kawasaki Puccetti Racing team

kawasaki_08.jpg

Goal: to build a Kawasaki motorcycle sports fairing with improved aerodynamic characteristics for racing

Solution: RangeVision Spectrum, ScanCenter NG

Summary: A racing bike was digitized with a professional Rangevision Spectrum 3D scanner. The exact 3D model of the fairing obtained as a result of scanning was subjected to aerodynamic modeling. As a result, a composite fairing with improved aerodynamic characteristics was developed and produced. Kawasaki Puccetti Racing team used the motorcycle with the composite fairing at the Pirelli Italian Round of the WorldSBK Championship in the spring 2019 and won a brilliant victory!

kawasaki_01.jpg

Success in races does not always rest on a powerful engine of a bike. Sometimes a race is won by a less powerful motorcycle holding the best aerodynamics. That is why to get a chance to win in major competitions racing teams get their motorbikes ready in a special way. So did the Kawasaki Puccetti Racing team that was planning to improve its performance in Round 5 of the World Superbike Championship (Italy, May 2019).

kawasaki_02.jpg

To upgrade the sports bike, Kawasaki Puccetti Racing team picked up a contractor in the face of UMATEX Rosatom, a manufacturer of carbon fiber and products based on it. The company's specialists faced the challenge of creating a sports motorcycle fairing with improved aerodynamic characteristics, low weight and high reliability. Carbon fiber made by UMATEX Rosatom was chosen as the material for the new fairing. The highest hardness, rigidity and low weight of carbon fiber, as well as the exceptional aerodynamics of parts made of it, make it possible to get a speed of more than 300 km per hour and use braking on bends more effectively. All these give the racer additional advantages on the track and significantly boost chances for success.

kawasaki_03.jpg

To kick off with the challenging project the motorcycle was to be 3D scanned.  The purpose of the scan was to obtain a high-quality 3D model for subsequent processing and modeling of the new fairing. For this task UMATEX Rosatom specialists chose the RangeVision Spectrum structured light 3D scanner which allows digitizing objects with the 3D resolution of up to 0.06 mm and the accuracy of up to 0.04 mm. This is more than enough for the task solution. Spectrum has excellent capabilities for creating high-precision objects with high-quality texture capture. The 3D scanner is low weight and compact, which makes it easy to transport and get it ready promptly. Dmitry Suvorov, a specialist of UMATEX Rosatom who was involved in the project, commented on their choice of RangeVision Spectrum scanner: “The quality and accuracy of the models produced by the Spectrum scanner are truly impressive. Moreover, the 3D scanner is lightweight, compact and easy to carry. It was also important for us, as we were going from Russia to Italy to carry out the task.” The Spectrum 3D scanner was provided for this project by its manufacturer RangeVision company.

kawasaki_04.jpg

The 3D scanning process included three stages:

  • sticking markers and spraying,

  • scanning of the motorcycle with the fairing,

  • scanning of the motorcycle with the fairing removed.

kawasaki_05.jpg

First of all, it was necessary to get the general geometry of the motorcycle, because the sports fairing must match the appearance of the production part. The bike was scanned in full configuration and with the fairing removed. It was done to obtain maximum data for further modification of the fairing model. It allowed getting information about mounting points and local joints of the motorcycle parts.

kawasaki_06.jpgThe motorcycle is a fairly large object for digitization. The dimensions are about two meters in length. So, to get high-quality models in a short time 3D scanning was performed with the use of markers and a special matting spray for the surface. 

kawasaki_07.jpg

The next step was 3D modeling and upgrade of the object to the required characteristics. The specialists faced the task of creating an object with best aerodynamic characteristics, but at the same time it had to be as low weight as possible and enjoy the necessary firmness. UMATEX Rosatom specialists worked on a new fairing geometry for the motorcycle to reach higher speeds than before. To compute the aerodynamic characteristics of the part special algorithms of aerodynamic modeling were applied in the design process.

kawasaki_08.jpgTo simplify the production process and further installation  the final 3D model of the fairing was split into several separate elements.

kawasaki_09.jpgAs soon as the preparatory work was completed, it was necessary to make the new part real. UMATEX Rosatom team turned for help to PICASO 3D, a manufacturer of 3D printers with extensive experience in the field of additive technologies. For this project PICASO 3D printed up the molds of FORMAX carbon-filled material.

kawasaki_10.jpg

After that the carbon layers were put in ready-made forms and sent for heat treatment. To impregnate the parts with reinforcing material the method of vacuum infusion was used. It allowed improving the quality of the material and achieving a higher density of carbon layers.

kawasaki_11.jpg

Having assembled all the parts, the specialists managed to get a new carbon fairing with improved characteristics. It remained just to mount the fairing on the sportbike and check it in action.

kawasaki_12.jpg

At the installation it turned out that the part fit perfectly both the body geometry and the mounting points, which proved the importance of the use of a 3D scanner in such projects.

kawasaki_13.jpg

A new carbon fairing was installed on the Kawasaki Puccetti Racing team driver’s motorcycle on the eve of the next stage of the World SBK Championship which was held in Italy. A team driver finished with the best time in two races for two. That was his first major victory at a competition of such a high level.

kawasaki_14.jpg

After the mounting of the composite fairing the motorcycle speed increased by 3-4 km per hour. The driver, in his turn, mentioned later on that he really had shown better speed on the straight parts of the racetrack. 

So, we can state the fact that the customer's ultimate goal was fully achieved. With this case the use of additive technologies alongside 3D scanning and 3D aerodynamic modeling for making specific motorcycle parts has proved its high efficiency.

UMATEX Росатом используют 3D-сканер RangeVision для создания спортивного обвеса мотоцикла команды Kawasaki Puccetti Racing

UMATEX Росатом использует 3D-сканер RangeVision для создания спортивного обвеса мотоцикла команды Kawasaki Puccetti Racing

kawasaki_08.jpg

Задача: создание спортивного обтекателя мотоцикла Kawasaki с улучшенными аэродинамическими характеристиками для участия в гонках

Решение: RangeVision Spectrum, ScanCenter NG

Резюме: Гоночный байк оцифровали профессиональным 3D-сканером RangeVision Spectrum.  Точную 3D-модель обтекателя, полученную в результате сканирования, подвергли аэродинамическому моделированию. В результате был разработан и произведен композитный обтекатель с повышенными аэродинамическими характеристиками. Команда Kawasaki Puccetti Racing использовала гоночный мотоцикл с композитным обвесом на этапе Pirelli Italian Round Чемпионата мира по супербайку World SBK весной 2019 года и одержала на нем блистательную победу.

kawasaki_01.jpg

Мощный двигатель далеко не всегда приводит к успеху в гонках. Бывает, в гонке побеждает менее мощный мотоцикл, но с наилучшей аэродинамикой. Именно поэтому, для участия в крупных соревнованиях, команды готовят своих железных коней основательно. Не стала исключением и команда Kawasaki Puccetti Racing, планировавшая  улучшить свои показатели на очередном этапе Чемпионата мира по супербайку WorldSBK, который прошел в Италии в мае 2019 года.

kawasaki_02.jpg

Для проведения апгрейда своего спортбайка команда Kawasaki Puccetti Racing остановилась на исполнителе в лице компании UMATEX Росатом, которая является производителем углеродного волокна и продуктов на его основе. Перед специалистами компании стояла задача создания спортивного обтекателя мотоцикла с улучшенными аэродинамическими характеристиками, малым весом и высокой прочностью. В качестве материала для нового обтекателя был выбран карбон на основе углеродного волокна производства UMATEX Росатом. Высочайшая прочность, жесткость, низкий вес углепластика и исключительная аэродинамика деталей дает возможность разгоняться до скоростей свыше 300 км в час, а также позволяет более эффективно использовать торможение при прохождении поворотов. Все это дает гонщику дополнительные преимущества на трассе и повышает его шансы на успех.

kawasaki_03.jpg

Первым этапом работы над новым обвесом стало проведение 3D-сканирования мотоцикла. Целью сканирования было получение высококачественной 3D-модели для последующей обработки и моделирования детали. Для этой задачи специалисты UMATEX Росатом выбрали оптический 3D-сканер RangeVision Spectrum, который позволяет оцифровать объекты с 3D-разрешением до 0,06 мм и точностью до 0,04 мм. Этого более чем достаточно для решения поставленной задачи. Spectrum обладает великолепными возможностями создания высокоточных объектов с качественным захватом текстуры. 3D-сканер также отличается малым весом и компактностью, что обеспечивает легкую транспортировку и быстрое приведение сканера в готовность. Дмитрий Суворов, специалист компании UMATEX Росатом, участвующий в данном проекте, пояснил, почему они остановили выбор на этом сканере: “Качество и точность моделей, создаваемых сканером Spectrum, действительно впечатляет. В то же время 3D-сканер легкий, компактный и удобный для перевозки. Нам это тоже было важно, так как для проведения работ мы выезжали из России в Италию”. Сканер Spectrum был предоставлен для данного проекта компанией-производителем RangeVision.

kawasaki_04.jpg

Процесс 3D-сканирования был разделен на несколько этапов:

  • наклеивание маркеров и напыление спрея,

  • сканирование мотоцикла с обвесом,

  • сканирование мотоцикла со снятым обвесом.

kawasaki_05.jpg

Спортивный обтекатель должен соответствовать внешнему виду серийной детали, поэтому в первую очередь необходимо было получить общую геометрию объекта. Для этого мотоцикл был отсканирован в полной комплектации. Чтобы получить максимальные данные для дальнейшего внесения правок в модель обтекателя, мотоцикл был отсканирован повторно, но уже со снятым обвесом. Это позволило получить информацию о местах креплений и стыков детали с другими частями мотоцикла.

kawasaki_06.jpg

Мотоцикл является достаточно крупным объектом для оцифровки, его габариты составляют около двух метров в длину. Поэтому в этой ситуации 3D-сканирование проводилось с использованием маркеров и напыления поверхности специальным спреем. Это позволяет получать более качественные модели и экономить время.

kawasaki_07.jpg

Следующим этапом стало 3D-моделирование и доработка объекта до нужных характеристик. Перед специалистами стояла задача создания объекта с лучшей аэродинамикой, но в то же время максимально облегченного и обладающего нужными показателями прочности. Специалисты компании UMATEX Росатом занялись проработкой новой геометрии обтекателя, чтобы мотоцикл был способен развивать более высокие скорости, чем прежде. Для просчета аэродинамических характеристик детали в процессе проектирования применялись особые алгоритмы аэродинамического моделирования. 

kawasaki_08.jpg

После того, как итоговая 3D-модель нового обвеса была готова, ее разделили на отдельные элементы, чтобы облегчить производственный процесс и дальнейший монтаж.

kawasaki_09.jpg

Как только подготовительные работы были окончены, предстояло воплотить новую деталь в реальность. Для этого специалисты UMATEX Росатом обратилась в компанию PICASO 3D, которая обладает обширным опытом в области аддитивных технологий и производит высококлассные 3D-принтеры под своим брендом. Компания PICASO 3D осуществила 3D-печать оснастки из угленаполненного материала FORMAX.

kawasaki_10.jpg

После этого слои карбона были уложены в готовые формы оснастки и отправлены на тепловую обработку. Для пропитки деталей армирующим  материалом использовался метод вакуумной инфузии, который позволяет повысить качество материала и достигнуть большей плотности укладки слоев карбона.

kawasaki_11.jpg

После сборки всех частей специалисты получили новый карбоновый обвес с улучшенными характеристиками. Осталось смонтировать обтекатель на спортбайк и проверить его в деле. 

kawasaki_12.jpg

Во время монтажа выяснилось, что деталь подошла идеально и по геометрии кузова, и по местам креплений, что доказывает важность использования 3D-сканера в подобных проектах.

kawasaki_13.jpg

Новый карбоновый обтекатель был установлен на мотоцикл пилота команды Kawasaki Puccetti Racing накануне очередного этапа Чемпионата мира по супербайку World SBK, который проходил в Италии. Гонщик команды пришел к финишу с лучшим временем в двух заездах из двух, что стало его первой крупной победой на соревнованиях такого уровня!

kawasaki_14.jpg

После установки композитного обвеса выяснилось, что скоростные показатели мотоцикла увеличились на 3-4 км в час. Гонщик в свою очередь отметил, что на прямых отрезках он действительно стал показывать лучшие скорости. Таким образом, исходя из достигнутых целей заказчика, можно говорить об эффективности подхода к созданию деталей, включающего в себя 3D-сканирование, аэродинамическое 3D-моделирование и применение аддитивных технологий.